Пассионарии духа и диссиденты

Являются ли тяжелейшие испытания, выпадающие на долю человека, основанием для того, чтобы отказаться от своего народа и его истории?

Л.Н. Гумилев – тернистый путь

Родился в Царском Селе. Родители Анна Ахматова и Николай Гумилев – выдающиеся русские поэты.

В школе учился необыкновенно легко, за что, по-видимому, был обвинен в «академическом кулачестве».

Гумилев

  • 1930 г. Из-за социального происхождения  отказано в приеме в Ленинградский университет. Идет чернорабочим в трамвайное управление Ленинграда. В течение жизни работал в десятках мест: рабочим в геологических экспедициях, малярийным разведчиком, научным сотрудником, библиотекарем, шахтером, археологом, геологом, музейным работником и т. д.
  • 1934 г. Поступил в ЛГУ, на исторический факультет. Пишет стихи, которые никому не показывает.
  • 1935 г. Арест и исключение из ЛГУ.
  • 1937 г. Восстановлен в университете.
  • 1938 г. Арест и приговор, сначала смертный … Грустно подумать, кого бы лишилась Россия, будь приговор, как в случае с отцом, приведен в исполнение. Заменен на пять лет Норильлага. Сидя в лагере, пришел к идее «пассионарности. Проживая  в бараке с татарами и казахами, выучил оба их языка.
  • 1944 г. По заявлению отпущен на фронт. До окончания войны, вплоть до Берлина, служил рядовым на переднем крае.
  • 1945 г. Вернулся в Ленинград и восстановился в университете.
  • 1946 г. Сдает экстерном студенческие и кандидатские экзамены, принят в аспирантуру. Тут же был исключен из нее после доклада А. Жданова об А. Ахматовой и М. Зощенко.
  • 1948 г. Защитил кандидатскую диссертацию (история), работает научным сотрудником в Музее этнографии СССР.
  • 1949 год. Третий арест. Десять лет ссылки в лагерь особого назначения Чурбай Нура недалеко от Караганды.
  • 1956 г. Освобожден и реабилитирован «за отсутствием события преступления»… Вернулся в Ленинград, где устроился библиотекарем в Эрмитаж «на ставку беременных и больных». Готовит докторскую диссертацию «Древние тюрки».
  • 1962 г. Стал доктором исторических наук.
  • 1974 г. Защищает вторую докторскую диссертацию «Этногенез и биосфера Земли», теперь по географическим наукам. Вначале ВАК не утвердил защиту по причине, что работа «превосходит требования, предъявляемые к докторской диссертации».
  • 1986 г. Уходит на пенсию в звании старшего научного сотрудника.
  • 1989 г. Первое издание монографии «Этногенез и биосфера Земли». Ни одна книга не попала в магазины – все были раскуплены еще на складе.
  • Л. Н. Гумилев умер в Ленинграде в 1992 году.

Опубликовано около двухсот его работ, среди них собственные стихи и переводы поэтов Востока.

Пассионарий духа

К биографии Гумилева следует добавить, что его отец Николай Гумилев, был расстрелян в 1921г., а мать Анна Ахматова подвергалась прессингу. Согласно стандартной эмоциональной модели поведения человек должен быть обиженным на страну, которая обрекла его самого и близких ему людей на такие страдания, и на народ, который претворял это в жизнь.

Однако, имея хоть маленькую толику обиды, невозможно написать подобное:

«Восемнадцатый век стал последним столетием акматической фазы российского этногенеза. В следующем веке страна вступила в совершенно иное этническое время – фазу надлома. Сегодня, на пороге XXI века, мы находимся близко к ее финалу. Было бы самонадеянностью рассуждать об эпохе, частью которой являемся мы сами. Но если сделанное нами допущение верно, а мы пока не знаем фактов ему противоречащих, то это означает, что России еще предстоит пережить инерционную фазу – 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям! Если же на обширной территории нашей страны проявят себя новые пассионарные толчки, то наши потомки, хотя и немного непохожие на нас, продолжат славные наши традиции и традиции наших достойных предков. Жизнь не кончается…»

Эти слова завершают книгу Л.Н. Гумилева «От Руси до России». Такое в состоянии написать лишь тот, для кого связь с этносом, стремление постичь истину и жить в соответствии с ней выше личного блага и угрозы собственной жизни, человек. В соответствии с принятой им самим шкалой, Л.Н. Гумилев – ярко выраженный духовный пассионарий, а подобные ему – источник энергии этноса.

Ущербность русского диссидентства

В самом феномене диссидентства изначально ничего отрицательного нет, это неотъемлемая часть единого социального целого, одна из сторон в паре диалектических противоположностей, сосуществующих в постоянной борьбе.

Совсем иная история с советскими и продолжателями их дела российскими диссидентами. Их движение умело взято западным суперэтносом под контроль, путем инкорпорирования идеи об ущербности всего «русского» и превосходстве всего «европейского», исходя из сравнения текущего состояния этносов. Имеет место и более грубая апелляция к сугубо эгоистическому личному желанию субпассионариев диссидентов, которых среди них подавляющее большинство, жить как там. В результате диссидентское движение превратились из противоборствующей части единого целого в инструмент борьбы внешнего с этим целым для разрушения целостности. Именно поэтому Россия выходит из фазы надлома так тяжело и с такими колоссальными издержками.

Ловушка для диссидентов

По своему возрасту русский этнос соотносится с западноевропейским как тридцатилетний молодой человек с умудренным опытом, успешным и импозантным пятидесятилетним мужчиной. Последний, опираясь на свой авторитет состоявшегося человека, использует мировоззренческие метания молодого соперника, чтобы подчинить себе неустойчивую часть его внутреннего Я, с помощью которой затем терзать его, обескровить как конкурента и возможного потенциального лидера, сделать бесхребетным ведомым.

Ловушку, в которую попали советские и продолжают попадать российские диссиденты (речь не идет о тех “профессионалах”, которые делает это за деньги), Л.Н. Гумилев сформулировал в послесловии к “От Руси до России”:

«Исторический опыт показал, что пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению, в XX веке мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами – пытались всех сделать одинаковыми. А кому хочется быть похожим на другого? Российский суперэтнос возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это различие ощущали, осознавали и за «своих» друг друга не считали. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы не изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы поведения.

Это вовсе не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт. Так называемые цивилизованные страны относятся к иному суперэтносу. Возник он в IX веке и за тысячелетие пришел к естественному финалу своей этнической истории. Именно поэтому мы видим у западноевропейцев высокоразвитую технику, налаженный быт, господство порядка, опирающегося на право. Все это – итог длительного исторического развития.

Конечно, можно пытаться «войти в круг цивилизованных народов», то есть в чужой суперэтнос. Но, к сожалению, ничего не дается даром. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция».

Остается добавить, что утрата собственной идентичности означает, что в процессе эволюции этнос тратил свои жизненные силы и страдал совершенно напрасно.  Поэтому намеренный отказ от идентичности является эволюционным преступлением.

Возрастная дистанция этносов и, как следствие, более благоприятные условия для творчества создают питательную среду для «романа» российской интеллигенции с западноевропейским суперэтносом. Удержаться от разрыва со своим социумом в состоянии лишь те, у кого есть необъяснимые на рациональном уровне глубинные связи с ним. Такие, как у Гумилева. Низкий ему поклон.

май 2008


Комментарии Всего: 25

Оставить комментарий:


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>