Сфера идеального и эволюция концепции Бога

Концепция Бога возникла и развивалась в идеальной сфере, под которой будем понимать обобществленную совокупность всех ментальных образов и смыслов, созданных Человеком.

Идеальная сфера является продуктом абстрактного мышления, которое, в свою очередь, возникло в качестве следствия биологической эволюции.

Проследим, за развитием последовательности: биологическая эволюция – абстрактное мышление – сфера идеального – концепция Бога.

Биологическая эволюция до появления сферы идеального

Понятие жизнь неотделимо от понятия информация: пытаясь дать определение одному, мы непременно упремся в другое.

Если рассмотреть эволюцию поддерживаемых биологическими видами информационных процессов, то содержание их остается неизменным с момента образования биологической клетки. Жизнь каждого следующего поколения начинается с распаковки полученных от предшествующих поколений знаний об архитектуре организма, приспособительных механизмах и реакциях. Последующая конвертация доставшихся знаний в необходимые для жизни ресурсы обеспечивает выживание особей вида. Параллельно протекают процессы получения новой информации, ее структурирования и упаковки в новое знание. Далее происходит передача его следующим поколениям. Круг замыкается.

При переходе с одного эволюционного уровня на другой изменялось качество каналов, обеспечивающих поступление информации, методы преобразования информации в знание и механизмы сохранения накапливаемой видами информации.

К двум нижним уровням информационной эволюции следует отнести одноклеточные и многоклеточные несоциальные организмы. Поддерживаемые ими информационные процессы выглядят следующим образом:

  • распаковка зашитого в геноме знания
  • конвертация его в необходимые для выживания ресурсы, приспособительные механизмы и реакции, тестирование посредством естественного отбора приобретенных в результате изменчивости новых качеств на их полезность виду
  • передача информации об успешных инновациях следующим поколениям вида посредством закрепления в модифицированном генетическом коде.

Общим для нижних уровней эволюции является чисто эмпирический метод познания через механизм изменчивости и естественного отбора и кодирование полученного знания в закрытых генетических кодах. Знания в буквальном смысле добывались потом и кровью многих поколений.

На следующем эволюционном уровне появились социальные организмы, которые строятся из более сложных кирпичиков – социализированных многоклеточных особей, тогда как до этого в качестве фундаментальной строительной единицы организмов выступала «элементарная» биологическая клетка. Социальные организмы освоили иные алгоритмы получения знания, и негенетический способ его сохранения и передачи следующим поколениям. Испытанный и надежный механизм изменчивости, естественного отбора и генетического кодирования эмпирического знания продолжал действовать, но к нему добавились новые возможности:

  • структурирование информации в знание посредством наблюдения причинно-следственных связей сохранение его путем запоминания
  • распространение знания посредством коммуникаций внутри социальной группы, в том числе, передача следующим поколениям
  • конвертация обобществленного знания в пищевые ресурсы, приспособительные механизмы и реакции в процессе коллективной жизнедеятельности социального организма.

К микросоциальным организмам относится уже семья, поскольку в процессе воспитания детенышей ею поддерживается в упрощенном виде весь сформулированный выше социальный (негенетический) спектр информационных процессов. Виды животных, которые перешли к последующему проживанию особей в рамках социальной структуры после завершения поры их взросления, образовали более сложные социальные организмы.

Новый социальный механизм работы с информацией позволил существенно увеличить скорость конвертации информации в знание, повысил эффективность и возможности этого процесса.
Переход на следующий уровень эволюционной спирали связан с появлением общественных организмов, представляющих собой те же социальные организмы, в которых место фундаментальной базовой единицы занимают уже не социальные животные, а человек.

Основной отличительной чертой человека в сравнении с животными является освоение его предком крайне эффективного метода работы с информацией – абстрактного мышления – инструмента структурирования информации в знание, посредством операций в сфере идеальных ментальных образов. В результате, человек научился уверенно работать с символами материальных объектов и процессов.

Единственное, но принципиальное преимущество общественных организмов перед социальными в работе с информацией состоит в том, что к процессу запоминания причинно-следственных связей добавился логический анализ. Скорость присвоения знания общественными организмами увеличилась на порядки, что придало эволюции не гомеостатический (приспособительный), а системный характер. Поскольку, на всех предшествующих уровнях управление эволюционными процессами осуществлялось посредством саморегуляции глобальной экосистемы Земли, лавинообразный рост скорости накопления знания и последствий его конвертации в ресурсы привел к тому, что механизмы саморегуляции не успевают срабатывать, что ставит человека перед необходимостью брать на себя ответственность за управление эволюционными процессами.

Подробнее с эволюцией базовых процессов работы с информацией можно ознакомиться по ссылке [1].

Дуальная природа жизни

Как уже упоминалось, любая содержательная попытка дать определение понятию жизнь делает очевидным тот факт, что она имеет дуальную природу – одновременно и материальную и информационную.

У досоциальных форм жизни скорость и эффективность информационных процессов столь низка, что стороннему наблюдателю очевидна только материальная сторона их жизни. Чтобы увидеть информационные процессы у биологических досоциальных форм жизни, характерное время наблюдений должно быть сопоставимо со временем жизни, по крайней мере, десятков поколений наблюдаемого объекта. Только тогда можно заметить, что чисто биологические виды поддерживают полный спектр информационных процессов, свойственных всему живому.

С переходом эволюции на уровень социальных организмов скорость накопления знаний существенно возрасла. Появилось явное, некодированное генетически знание с открытыми для пользователей кодами доступа, находящееся в общем пользовании членов социума. У всех видов с этого эволюционного уровня дуальная природа жизни более очевидна.

Начиная с уровня общественных организмов, дуальная природа жизни не только становится абсолютно наглядной, но и поляризуется: между материальной и идеальной сторонами жизни нарастает противоречие, требующее постоянного разрешения. Поздний Человек отрефлексировал его созданием двух противоборствующих философских течений – идеализма и материализма.

Общая топология идеальной сферы

В ней можно выделить два основных уровня: базовый и производный.

Базовый уровень состоит из переведенных в символьную форму прямых отражений объектов, процессов и явлений материального мира. Материальный мир и базовый уровень идеальной сферы соотносятся друг с другом примерно также как местность и карта. Между ними существует единство и постоянно действующее противоречие, которое создает и одновременно разрешает наблюдатель.

Появление «карты» возможно только при наличии сигнальной системы, способной создавать символьные образы объектов, доступные для восприятия третьими лицами, даже если объекты находятся вне зоны их осязания.

Создание базового уровня идеальной сферы началось еще в эпоху социальных организмов. Тот момент, когда объект впервые обозначили символом, который затем использовали для передачи информации о нем внутри социума, является одним из величайших шагов эволюции. Это был первый, пока еще примитивный шаг от бессознательного к сознательному. Элементарный акт разделения объекта и его отражения (сначала в пространстве) положил начало абстрактному мышлению, а первый символ послужил началом второй сигнальной системы.

Последующее разделение образа и объекта не только в пространстве, но и во времени являет собой весьма серьезный шаг в развитии абстрактного мышления. Его невозможно сделать без создания развитой сигнальной системы, набора символов которой достаточно, чтобы сохранять и передавать отражения объектов и процессов в пространстве и времени с уровнем глубины, приемлемым для уверенной их идентификации третьими лицами.

Самой совершенной из символьных систем оказалась речь. Способность некоторых видов приматов к сложному звукообразованию явила предпосылку для их рывка к абстрактному мышлению. Позднее, самый разговорчивый из них убрал с эволюционной сцены всех конкурентов, подобных ему: Земля для двух таких видов маловата.

Производный уровень идеальной сферы состоит из абсолютно идеальных образов, производных от символов объектов материального мира с базового уровня идеальной сферы. Это уровень активного абстрактного мышления, способного не только переводить материальный мир в символы, но и производить с ними сложные логические операции. Карта Земли времен Пангеи, постулаты теории относительности, периодическая система элементов Менделеева – микровыборка из развитых и сложных объектов второго уровня.

Акт творчества

Любой биологический организм возникает в результате акта рождения, все производные идеальные сущности второго уровня – в результате акта творчества. В этом плане акт рождения в материальном мире является прообразом акта творчества в идеальной сфере.

Тогда как женщину естественным образом ограничила природа, человек в состоянии сотворить необозримое количество новых сущностей. Поэтому в научном познании принято придерживаться принципа достаточности, известного под названием бритвы Оккама: «Не следует множить сущности сверх необходимого». Бритва понимается в качестве инструмента, отсекающего избыточные сущности.
В научном познании содержание принципа можно свести к следующей формулировке: объясняя некое явление, не следует вводить новые законы, если достаточно старых. А также: если существует несколько логически непротиворечивых определений или объяснений какого-либо явления, то придерживаться следует самого простого из них.

Если к бритве Оккама добавить логику, гегелевскую диалектику, талант и работоспособность, то получится неплохой инструмент для научного познания.

Третий уровень идеальной сферы

Топология идеальной сферы будет неполной без третьего уровня – иррациональных сущностей – того, что непостижимо разумом.

Некоторые из иррациональных сущностей рождаются в качестве отрицания рациональных: непостижимое умом понятие о бесконечности пространства неразрывно связано с невозможностью представить конечную Вселенную. То же и с понятием бесконечности времени. Это те иррациональные сущности, которые человеческое сознание соглашается, в итоге, принять в качестве «познанных».
Ряд иррациональных на определенном этапе сущностей оказываются познаваемыми и со временем переходят в категорию рациональных, например, природа огня, дождя, ветра, чувства влечения и пр. Этот процесс естественным образом порождает рациональное утверждение, что иррациональных сущностей как таковых нет, есть лишь сущности пока непознанные. В полном соответствии с логикой докторов: нет здоровых людей, есть недообследованные больные. Следует лишь обратить внимание, что сами по себе данные утверждения является иррациональным.

Парой сильных и устойчивых иррациональных сущностей являются рождение и смерть.

Эволюция концепции Бога

В процессе перехода с уровня социальных организмов до общественных эволюцией был совершен переход от бессознательного к сознательному, итогом которого стало возникновение трехуровневой идеальной сферы.

Неизбежно встал вопрос об иерархе идеальной сферы (человеку так привычнее, поскольку он вседа эволюционировал в рамках иерархических социальных структур), находящемся в ее центре. Ответом на него стала концепция Бога.

Несомненно, что концепция Бога в качестве непознаваемого источника всего сущего, причины причин, является наиболее устойчивой из иррациональных сущностей, так же как и порождаемая ею, в полном соответствии с диалектикой Гегеля, концепция Дьявола.

У Бога можно выделить две ипостаси.

Ту его часть, в которой Бог является сущностью, управляющей процессами материального мира, можно рассматривать в качестве «материальной» ипостаси.

В той части, в которой Бог предстает источником смыслов и иррациональных сущностей, он проявляет свою «идеальную» ипостась.

Пока люди были слабы и зависимы от внешнего окружения, каждую из природных стихий олицетворял свой Бог, к которому Человек мог обратиться за поддержкой. Постепенное ослабление зависимости Человека от стихии положило конец эпохе многобожия – времени практических «материальных» Богов.
У Человека появилось достаточно свободного времени, которое можно было посвятить поиску ответов на боле сложные вопросы: что послужило началом всего сущего и не сущего, имеет ли этот Мир границы в пространстве и времени, что есть жизнь и что есть смерть? И главный – в чем смысл всего происходящего?

Ответом на них стала концепция единого и всемогущего Бога, в которой идеальная ипостась получила значительное развитие: Бог – дух, универсальная, бестелесная, не имеющая зримого образа сущность, непрерывно мыслящий разум, источник и критерий всех смыслов.

Сохранилась и материальная ипостась: Бог – абсолютное существо, именующее себя «Я есмь Сущий» (Яхве), творец и источник всего прочего сущего, постоянно действующая сила, правящая всем миром, единственным, как и он сам.

Из трех основных религий материальная сторона Бога наиболее сильна в Христианстве: Христос – единосущен, т.е. тождествен по сущности, Богу-отцу, обладая вместе с тем той же сущностью, что и люди. Две природы – божественная и человеческая – соединяются в Христе таким образом, что они не могут быть разделены на два Лица.

На первый взгляд представляется, что менее всего материальная природа Бога выражена в мусульманстве, отражением чего служит жесткий запрет на любые материальные образы Аллаха. Вместе с тем, его материальная ипостась проявляется в том, что Аллах, изо всех версий единого Бога, наиболее твердо правит и повелевает этим миром, буквально вкладывая наставления в головы верующих и речи в их уста.

Продолжая раздвигать границы рационального познания, особенно Вселенной и микромира, человек катастрофически ослабил позиции «материальной» ипостаси Бога в качестве создателя и повелителя всего сущего материального, что значительно ослабило позиции единого Бога в целом, актуализировав вопрос о его существовании. Наиболее уязвимыми оказались позиции Христианства – самой «человеческой»из религий, в котором, как отмечалось выше, материальная ипостась Бога выражена явственнее, чем в других религиях.

Используя возникшую слабость позиции, Бога пытаются окончательно ниспровергнуть и выдворить из центра идеальной сферы с тем, чтобы водрузить туда человека.

Немного о последствиях.

Праздник непослушания

Человек унаследовал от прочего живого упоминавшуюся выше дуальную природу – материальную и идеальную. Роль идеальной сферы в жизни Человека с каждым поколением возрастает (об этом, кстати, ярко и остроумно в «Том самом Мюнхаузене» Григория Горина и Марка Захарова).
Если место Бога в центре идеальной сферы займет человек идеальный (в смысле – разумный, рациональный), то мы просто получим вместо божественной Вселенной антропоцентричную, рациональную. Чем она лучше божественной, ответить сложно.

Если же, не приведи Господь, в центре идеальной сферы окажется материальный (биологический) человек, к чему человечество пока уверенно движется, то идеальная сфера будет редуцирована до животного, биологического уровня. Оказавшееся в ее центре большое свинство будет утверждать свою неизбежность и легитимность, считая себя венцом и смыслом творения или эволюции (в зависимости от того «верующее» оно или придерживается околонаучных взглядов). Абсолютно естественно, что вне всякого чувства вины: при чем здесь Христос, какое отношение его страдания имеют ко мне, почему я должен чувствовать себя виновным за чью-то казнь? Лишенный в лице Бога старшего родителя, являвшегося признанным источником моральных стандартов, биологический человек устроит что-то вроде праздника непослушания, подобного тому, что может случиться в отсутствии воспитателей в детском саду. Как это происходит можно посмотреть в «Репетиции оркестра» Федерико Феллини (или же почитать Похороны либерализма Федерико Феллини).

По всему следует, что пока Бога лучше не трогать, по крайней мере, его идеальную ипостась, а в Христианстве так и вообще защищать.

Возможный раскол

Если же проявить настойчивость и все же подвинуть Бога, то возникнет явственная предпосылка для разделения Homo Sapiens на два подвида – Человека Разумного и Человека Биологического.

Прежде всего, произойдет раскол идеальной сферы. Человек Разумный не сможет и не захочет оперировать в идеальной сфере, в центре которой находится Человек Биологический. Точно так же, как и Человеку Биологическому абсолютно чужда сфера идеального, центр которой занимает не представляющий для него никакого авторитета Человек Разумный, поскольку он в принципе не в состоянии оперировать информацией и смыслами в объемах и кодах Человека Разумного.

Отчужденность постепенно приведет к раздельной локализации подвидов в пространстве, акты взаимного перетекания особей из–за увеличивающегося онтологического разрыва будут происходить все реже и реже, пока не возникнут два полноценных новых вида.

На Человеке Рациональном, как эволюционно более взрослом (доросшим до рационального контура сознания), лежит ответственность перед Человеком Биологическим за сохранение Бога, если, конечно, он сам не захочет ускорить разрыв.
Бог – единственный источник надличностных смыслов, которые, в силу его авторитета, в состоянии принять и Человек Разумный и Человек Биологический, единственная сущность, способная предоставить поле смыслов, которое может служить областью объединения их онтологий. Похоже, что только Бог в состоянии удержать идеальную сферу целостной, препятствуя оформлению окончательного онтологического разрыва между Человеком Разумным и Человеком Биологическим.

Топология Христианства

Бог в Христианстве един в трех лицах – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Как упоминалось, христианский Бог оказался наиболее «человеческим» из всех Богов. И не только потому, что по канонам Христос единосущен Богу и Человеку, и Христианство не утверждает, что Творец благоволит только одному избранному народу. Так сложилось, что топология христианского Бога соответствует топологии созданной человеком идеальной сферы.

Христос соотносится с ее первым уровнем, как явившийся человеку из материального мира символ Бога. Бог Сын являет собой возможность познания самого Бога через любовь.

Дух Святой соотносится со вторым уровнем идеальной сферы – его можно рассматривать в качестве исходящей от Бога идеи о сотворении мира. Познавая идею сотворения мира, Человек через нее познает Бога. Это следующий уровень познания.

И, наконец, Бог Отец. Соотносится с третьим уровнем идеальной сферы, занимая ее центр. Бог – творец, источник всего сущего, таинственная и непостижимая сущность. Своей непостижимостью олицетворяет бесконечность познания, означающего вечное стремление Человека к Богу.

Любовь являет собой первый самый доступный уровень познания Бога.

Рациональное познание – следующий уровень познания Бога, доступный уже не всем. Если ступить на него, пропустив первый уровень, получится люден типа доктора Хонникера из «Колыбели для Кошки» – «когда на испытаниях атомной бомбы кто-то заметил: «Теперь наука познала грех», Хонникер удивленно спросил: «А что такое грех?». У Воннегута Хонникер – воплощение человека, не способного любить никого и ничего кроме самого акта познания.

Сам Бог – иррациональная сущность, символ бесконечности познания.

Возможно, что совпадение концепции христианского Бога с топологией идеальной сферы может быть случайностью, но вполне может быть, что идущим из подсознания отражением ее устройства.

Католичество и православие в парадигме эквивалентности

Если придерживаться взгляда (обозначим его термином парадигма эквивалентности), что соответствие топологий сферы идеального и концепции христианского Бога не случайно, то точка зрения православия в сравнении с католичеством представляется более последовательной.

До XII века Христианская Церковь имела единое представление о Боге. Но, после разделения на Католическую и Православную, Католическая утвердила исхождение Святого Духа и от Отца и от Сына, тогда как Православная – только от Отца.

Христос вошел в идеальную сферу с ее базового уровня: он явил людям Бога, придя к ним из материального мира. Христос принес человеку стремление к познанию Бога (в парадигме эквивалентности – всего Иррационального, пока Непознанного) и Святого Духа (в парадигме эквивалентности – Идеи мироустройства). Таким образом, и в парадигме Христианства и с эволюционной точки зрения базовый уровень идеальной сферы, представляющий собой символьное отражение материального мира, является катализатором стремления человека к познанию Непознанного, отправной точкой и фундаментом познания Идеи мироустройства на следующем уровне идеальной сферы.

Христос – материальное воплощение идеи Бога. Из догмата католичества о том, что Христос, как и Бог Отец, служит источником Святого Духа в парадигме эквивалентности следует, что в самом материальном мире, отражаемом на базовом уровне идеальной сферы, и заключается Идея мироустройства всего сущего, познаваемая человеком на втором ее уровне.

Таким образом, при анализе догматов католичества в точки зрения парадигмы эквивалентности получается, что идея устройства материального мира и стремление к ее познанию заключены в самой материи. Бог редуцируется до банального символа всего, что пока еще не познано, исхождение от него Святого Духа становится явно избыточной опцией, а Христос превращается в обычного проповедника, сообщившего Человеку все необходимое для познания им идеальной сферы: Бог – магический символ непознанного, Бог отражается в материальном, идея мироздания заключена в самой материи. Ничего не могу возразить, только при чем тогда Бог вообще. Католичество, в таком случае, самая материалистическая из всех религий – завуалированная, сугубо логичная и атеистическая картина мира. Опять же, исключительно в рамках парадигмы эквивалентности.

Привет от Мюнхаузена: с 32 мая, друзья.

Октябрь – ноябрь 2010 г.


Комментарии Всего: 5

Оставить комментарий:


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>