Вперед в прошлое

Эволюция

Эволюция — естественный процесс развития Вселенной как целого или её частей.

Любое другое определение понятия «эволюция» будет содержать два ключевых слова — процесс и развитие. Если только специально не заняться казуистикой.

Законы диалектической логики Гегеля

Беседуя со своим сыном, я с удивлением узнал, что из современной школьной программы исключили законы диалектической логики Гегеля, которые являются базовыми для любого процесса развития. Поэтому решил кратко изложить их. Тем, кто хорошо все помнит, рекомендуется пропустить этот раздел.

Заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса.

В основе всего сущего по Гегелю лежат законы логики. На вопрос, откуда взялись эти законы, Гегель отвечает просто: это мысли бога до сотворения мира.

Первый закон — переход количественных изменений в качественные.

Нарушение меры в результате накопления количественных изменений меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит качественный скачок. Скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок, как сложное диалектическое состояние. Скачок — это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое — уже есть.

Второй закон — единство и борьба противоположностей.

Основой всякого развития является сосуществование и борьба противоположных сторон. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.

Третий закон — отрицание отрицания.

Диалектическое отрицание — воспроизведение того же объекта, но в новом качестве, отрицающем старое. Новое качество отрицается в свою очередь, что обеспечивает переход в новое новое  качество. При этом новое новое качество может оказаться старым качеством, но воспроизведенным на более высоком уровне следующего витка развития. Этим объясняется цикличность развития по спирали.

Зарождение клетки и Гегелевские законы диалектики

Клетка — фундаментальная целостная живая система, обладающая собственным обменом веществ, и возможностью самостоятельного существования, самовоспроизведения и развития.

Клетка — первая из порожденных биологической эволюцией устойчивых самовоспроизводящихся структур.

Возникновение клетки ознаменовало собой скачок от эволюции отдельных органических молекул и их аморфных образований к эволюции устойчивых структур.

Появление клеточной оболочки, разделившей единую физическую среду на внутреннюю и внешнюю, ознаменовало рождение эго живого организма — внутреннюю идентификацию «Я» и «не Я». Начался процесс непрерывного сосуществования и противоборства между «Я» и «не Я», между внутренней и внешней средой организма. Главной задачей живого организма стало сохранение своего «Я» любой ценой — то, что потом назвали борьбой за существование.

«Я» производит постоянную селекцию сущностей и процессов окружающего мира на противоположности на основании критериев, связанных с выживанием организма. Так, например, в физическом мире не существует противоположностей «горячий» и «холодный» — есть распределение  молекул по спектру состояний, интегрально характеризуемое физическим параметром — температурой. В физическом мире нет понятий «медленно» и «быстро» — есть параметр времени протекания процессов. И т.д. Таким образом, возникшее вместе с клеточной оболочкой эго стало генератором противоположностей, что значительно интенсифицировало действие законов Гегелевской диалектики, придав эволюционному процессу взрывной характер.

Ключевым аспектом в восстановлении картины биологической эволюции является именно вопрос зарождения клетки. Проблема в том, что рабочий механизм клетки состоит из нескольких существенных деталей, и невозможно представить его функционирование без какой-либо из них. Эти детали должны были возникнуть одновременно. Но эволюция так не умеет и все делает постепенно. Она отбирает редкие позитивные изменения, совершенствующие систему. Одновременное появление двух или более изменений — практически невероятно, не говоря уже о большем их количестве.

«Я слишком ленив, чтобы привести точную цитату, но английский астроном Фред Хойл сказал что-то вроде того, что вера в дарвиновскую теорию эволюции мало отличается от веры в то, что если на заводском складе поднимется ураган, то из летающих в воздухе запчастей может сам собой собраться  Боинг-747», — это отрывок из романа Курта Воннегута «Времятрясение».

Эволюция клетки

Эволюция клетки, как биологической системы, практически прекратилась уже несколько миллиардов лет назад. Были небольшие видоизменения, дифференциация, не более того. Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ.

Следует признать, что не все группы одноклеточных остановились в развитии, как, например, инфузории. Достаточно отметить, что любая инфузория имеет как минимум два ядра с совершенно разными функциями: одно ответственно за наследственность, а другое — за метаболизм. Есть и другие примеры.

Однако если рассматривать эволюционный процесс как конкуренцию организмов за более высокий иерархический уровень в трофических (пищевых) цепях или как процесс усложнения и структурирования накапливаемой информации, то по этим признакам клеточная эволюция с позиций нашего уровня знаний и понимания исчерпала потенциал развития.

Переход на следующие витки эволюционной спирали был совершен вследствие качественных скачков, ставших результатом последовательной реализации эволюционной стратегии.

Эволюционная стратегия

Императивом эволюции на последующих двух ее витках явилось создание структур, фундаментальными элементами которых были уже не органические молекулы, а организмы с предшествующих этапов эволюции. Сначала последовало объединение клеток в биологические многоклеточные организмы (далее — биологические организмы). На следующем витке — объединение биологических организмов, выступающих уже в роли социальных клеток,  в социальные организмы.

Для наглядности эволюционная спираль изображена на рис.1. Точка 1 на нем — зарождение клетки, точка 2 — появление биологических организмов, точка 3 — возникновение социальных организмов.

Спираль эволюции

Точки 1, 2, 3 являются точками скачка — появления нового качества, которое по законам диалектики отрицая старое, интегрирует все наилучшее с уже пройденных этапов. Именно поэтому, несмотря на кардинальные отличия биологических структур, которые относятся к разным виткам эволюционной спирали, общие законы их функционирования во многом подобны.

Скорость эволюции производных от клеток структур на порядки превысила скорость эволюции самих клеток, причем ускорение происходило при переходе на каждый новый системный уровень объединения: от клеток к биологическим организмам, от биологических организмов к социальным организмам. Таким образом, создание новых организмов из организмов с предыдущего витка эволюционной спирали — эволюционная стратегия, обеспечившая ей грандиозное ускорение и огромное поле новых возможностей на каждом следующем витке развития.

Реализованную эволюционную стратегию можно рассматривать в качестве экстремума скорости эволюции, найденному в области возможных эволюционных стратегий самой системой, в соответствии с первым биогеохимическим принципом В.И.Вернадского: «Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению».

Хотя наверняка об этом знает только Бог.

Конкуренция и сотрудничество

Основным движущим фактором эволюции является конкуренция. Эволюция структур актуализировала противоположный фактор — сотрудничество между фундаментальными элементами, объединенными в структуру. Целесообразность сотрудничества объяснялась получением синергетических конкурентных преимуществ, позволяющих выжить и занять максимально высокий иерархический уровень в трофических цепях. «Против кого сегодня дружим?» — суть диалектического единства конкуренции и сотрудничества в эволюционном процессе.

Сотрудничество в рамках более сложных структур оказалось выгодным и открыло значительный спектр дополнительных возможностей по более эффективному решению задач размножения, приспособления и борьбы за  выживание.

Системы управления

В сложных устойчивых объединениях органических молекул, будь то клетка, биологический или социальный организм протекает множество взаимосвязанных процессов, обеспечивающих их жизнедеятельность и выживание в конкурентных условиях внешней среды. Необходимым условием функционирования таких сложных структур является наличие системы управления, которая обеспечивает синхронизацию процессов, регулирует скорость их протекания и ранжирует по уровням приоритетности в каждый текущий момент в зависимости от внутреннего состояния и информации об условиях внешней среды, снимаемой с механизмов отражения.

Системы управления возникли и эволюционировали совместно с организмами  как их неотъемлемый элемент.

Система управления организмами любого уровня включает в себя следующие обязательные элементы:

  • рецепторы,
  • сеть информационных коммуникаций,
  • центр обработки информации,
  • исполнительные механизмы.

Механизмы отражения мира — рецепторы производят съем первичной информации, называемой индикативной, о текущем состоянии внешнего мира и самого организма. Внутренние информационные коммуникации обеспечивают ее доставку в центр обработки. Центр обработки интерпретирует, анализирует и принимает решение, в результате чего индикативная информация преобразуется в директивную. После этого директивная информация по сети внутренних коммуникаций передается к исполнительным механизмам, обеспечивающим функционирование организма и его реакции на внешние воздействия.

Следует понимать, что центр обработки информации не представляет собой в чистом виде некоторую физически обособленную «умную» область пространства клетки или организма. Это распределенный по организму механизм для преобразования индикативной информации в директивную, включающий в себя также и локализованные «умные» области.

Эволюция рецепторов

У клетки это отдельные молекулы-рецепторы.

У биологических организмов — специализированные клетки-рецепторы, и группы таких клеток — то, что мы называем органами чувств.

У социальных организмов это специализированные особи — часовые, пограничники, разведчики.

Важнейшим элементом в борьбе организмов за выживание была гонка по созданию механизмов, обеспечивающих получение информационного образа окружающей среды. Конкуренция между сложными структурами в значительной мере сосредоточилась на обеспечении как можно более качественного внутреннего отражения внешнего мира, адекватной интерпретации получаемого образа и его эффективном анализе. Призерами эволюционной гонки стали не только лидеры в области создания средств поражения, но также и механизмов отражения мира и анализа образов. Последние, в итоге, и получили главный приз в эволюционной гонке именно благодаря созданию и развитию аналитического аппарата. О возникновении аналитического аппарата чуть позже.

Эволюция сети информационных коммуникаций

Чтобы обеспечить управление, в сети информационных коммуникаций организма должна постоянно циркулировать информация.

Механизмы передачи информации также претерпели эволюцию, и на разных витках эволюционной спирали для этого использовалась совершенно разная аппаратная база.

В системах управления клетками передача информации построена на использовании каталитических химических реакций.

В системах управления биологическими организмами для передачи информации используются электрические импульсы, проходящие по цепочкам специальных электропроводящих клеток, называемых нервной системой.

Существенным моментом в переходе от химического к электрическому механизму передачи информационных импульсов было значительное возрастание скорости их прохождения. Те многоклеточные биологические организмы, которые первыми инсталлировали электрический механизм внутренней циркуляции информации, получили на определенном этапе эволюции решающее преимущество в борьбе за существование, значительно выиграв в скорости реакций.

В системах управления социальными организмами применяется, главным образом, информационное модулирование визуальных и звуковых сигналов. По сравнению с ними использование тактильной и обонятельной сигнальных систем крайне ограничено из-за их короткодействия и слабой пригодности к информационному модулированию.

Отметим, что в пределах доступной для биологических организмов видимости и слышимости они практически не в состоянии уловить разницу в скорости распространения визуальных и звуковых сигналов. Поэтому с точки зрения скорости циркуляции информации внутри социальных организмов визуальные и звуковые сигналы изначально являлись эквивалентными.

Однако звуковые сигналы обладают тремя существенными преимуществами.

Первое — при их использовании необязательно наличие прямой видимости между источником и приемником, поскольку звуковые волны естественным образом огибают препятствия.

Второе — прием визуального сигнала требует фокусировки приемника на источнике. Если источник находится вне поля зрения приемника, световой сигнал будет безвозвратно утерян. Прием звукового сигнала возможен без фокусировки приемника на источнике  и допускает одновременное восприятие множества сигналов, приходящих со всех направлений от разных источников.

Третье — главное, с развитием голосовых связок возможности ряда биологических организмов по информационному модулированию звуковых сигналов существенно превысили возможности по модулированию визуальных сигналов.

У одного из биологических видов в процессе освоения звуковой модуляции постепенно возникла специальная символьная система — слова. С ее появлением звуковая модуляция преобразовалась в вербальную. Это позволило описывать, сохранять и передавать информацию о событиях из любой точки пространства и времени, где когда-либо присутствовал наблюдатель.

Возможности модулирования визуальных сигналов — язык поз, мимики и жестов — в итоге безнадежно отстал от возможностей, которые давала звуковая модуляция. Наглядной иллюстрацией этого факта является игра в слова, когда одному из игроков команды соперники сообщают задуманное слово, и тот с помощью поз, мимики и жестов должен объяснить другим игрокам своей команды его содержание, так чтобы они разгадали задуманное. Игра требует значительных усилий, времени, недюжинного  интеллекта, и проходит в режиме постоянной творческой интерпретации увиденного путем генерации различных версий. Тогда как описать позу или жест с помощью слов гораздо проще, и построить на базе этого интеллектуальную игру невозможно.

Система управления, использовавшая вербальную коммуникацию, оказалась наиболее передовой и позволила освоившему ее виду приматов создать социальные организмы, выигравшие в итоге эволюционную гонку в борьбе с другими социальными и биологическими организмами.

Последствия интерпретации

Любое созданное источником вербальное сообщение являлось по своей сути абстрактным символьным образом некоторых элементов мира или протекающих в нем процессов, что подразумевало со стороны принимающего умение распаковывать и адекватно интерпретировать сообщения. Необходимость кодирования, декодирования и интерпретации вербальных сообщений дали мощный толчок развитию памяти, фантазии и мышления приматов, приведя в итоге к возникновению, освоению и использованию аппарата абстрактного логического мышления, породившего знание, которое научились конвертировать в пищевые, энергетические и другие виды ресурсов.

В результате наши победили.

Развитие сети информационных коммуникаций

Введем термин общественный организм, если короче оборг, для обозначения социальных организмов, фундаментальной элементарной ячейкой которых является человек, чтобы в дальнейшем отличать их от социальных организмов, созданных на базе других биологических организмов.

Появление общественных организмов стало началом нового витка эволюционной спирали — точка 4 на рис.1. Это очередная точка скачка — появление нового качества настолько кардинального, что оно ознаменовало собой конец того, что принято называть биологической эволюцией, в смысле арены действия законов естественного отбора. Порожденный общественными организмами антропогенный фактор по своему воздействию на порядки превысил влияние факторов естественного отбора.

По сравнению с социальными организмами претерпели некоторые изменения рецепторы оборгов. К традиционным для социальных организмов часовым, пограничникам и разведчикам добавились путешественники, первопроходцы, космонавты, ученые  и др. Каждый из них производит съем информации об окружающем мире на своем уровне в соответствие со своими задачами.

Развитие оборгов всегда было неразрывно связано с развитием сети вербальных коммуникаций. Здесь уместно применить именно термин развитие, а не эволюция, поскольку биологическая эволюция, как таковая, на оборгах закончилась.

Ключевым элементом дальнейшего развития оборгов стало появление письменности, как системы кодирования и записи вербальных сообщений на твердом носителе. Это убрало принципиальные ограничения по передаче сообщений на любые расстояния без потери и искажения содержания. В каждый текущий момент использовались самые быстрые из возможных средств доставки, но ограничения на скорость передачи сообщений оставались существенными.  Тем не менее, информационная связность непрерывно повышалась, и с ней возрастали максимально допустимые размеры оборгов, при которых сохранялась  их управляемость и устойчивость. Постепенно оборги доросли до уровня глобальных общественных организмов — глоборгов, которые осваивали территории сопоставимые с масштабами континентов, и интегрировали в своей структуре до десятков миллионов фундаментальных биологических единиц.

Развитие морских коммуникаций привело к появлению межконтинентальных глоборгов — мировых империй.

Создание телеграфа, радио и т.д., вплоть до телевидения и интернета перевело вопрос достижения полной информационной связности мира в чисто технический и ресурсный — обеспечение всех потенциальных адресатов приемниками сообщений и переход на единый язык кодирования, которым в настоящее время потенциально является английский.

Таким образом, с точки зрения информационной связности, ограничения для появления в перспективе единого общемирового суперглоборга сняты.

Вперед в прошлое

Выше отмечалось, что возникновение абстрактного логического мышления явилось следствием освоения вербальной символьной системы. Поэтому бурное развитие сети визуальных коммуникаций может сыграть с человечеством злую шутку.

Телевидение и компьютерные игры существенно снизили интенсивность и продолжительность содержательной работы с вербальным аппаратом. Особенно это критично для детей. Проблема в том, что абстрактное мышление — сравнительно недавнее приобретение человечества и полноценное инициирование ответственного за него контура сознания связано с вербальной активностью именно в детском возрасте, в период, когда ребенок осваивает речь. То, что недоразвито в детстве, особенно в дошкольном возрасте, невозможно исправить позже. Известный факт, что человеческих детенышей, поначалу воспитываемых животными, затем уже невозможно социализировать. Несколько первых лет жизни ребенка, проведенных вне сети вербальных коммуникаций, лишают его шансов сколь-нибудь полноценно инициализировать рациональный контур сознания.

Визуальные сообщения легче для восприятия, образнее и насыщеннее вербальных, но они активируют эмоциональную сферу сознания и не требует незаметной постоянной внутренней работы по кодированию-декодированию. Поэтому смотреть телевизор приятнее, чем слушать разговорную радиопередачу — лень родилась раньше нас.

Усаживая ребенка у телевизора смотреть мультики, чтобы не мешал, родители своими руками снижают его личностный потенциал.

А чем заполняет время вашего  ребенка няня, когда вы на работе? В ясли! В сад! Всех срочно в сад! Там нет телевизора, зато есть непрерывное общение!

Читайте детям по вечерам и на ночь книжки. И не отмахивайтесь от их вопросов. Именно в состоянии «почемучек» они находятся в процессе активной инициализации аппарата абстрактного логического мышления. Чем шире окажется понятийный запас вашего ребенка, тем лучше прошла инсталляция.

То, что недополучено в раннем детстве, компенсировать полностью в школе уже невозможно, тем более что сама школа начинает заполняться учителями, проводившими в детстве много времени у телевизора.

Усугубляет ситуацию то, что в школьном возрасте к телевизору, как правило, добавляются компьютерные игры.

Материалы о влиянии телевидения на детей легко найти по соответствующему запросу в любом поисковике. Привожу ссылки с первой же страницы: тут или тут. Полезное, кстати, чтение.

Рекомендации, действительно, не новы. Однако человеческая психика устроена так, что воспринимает серьезно только хорошо мотивированные советы. Информационное поле, окружающее сейчас маленьких детей совершенно иное, чем в нашем детстве, и эффективно ограждать их от него можно, только полностью осознавая реальность угрозы.

Весьма вероятно, что мы вступаем в период ползучей деградации человеческого потенциала. Пока проблему внешне нивелирует появление интернета — информированность отчасти маскирует падение общего интеллектуального уровня. Опасно то, что происходящие на протяжении жизни одного поколения изменения малозаметны и находятся глубоко в рамках статистической погрешности результатов любого тестирования. Это именно та вредность, которую никто не чувствует.

Если реализуется обозначенный тренд, то человеку с недоразвитым абстрактным логическим мышлением такой большой мозг, как сейчас, окажется не нужен. Постепенно он начнет уменьшаться. Заметные изменения произойдут в процессе смены многих поколений, но в масштабах времен эволюции — мгновенно. Если не принять превентивных мер, реальным становится финал, как всегда искрометного, но самого печального романа Курта Воннегута «Галапагосы», в котором мозг наших далеких потомков весил в три раза меньше, чем сейчас.

Неоднозначность

Неразумно настаивать на непременной реализации обозначенного выше сценария. Развитие — процесс многофакторный.

Уже сейчас некоторые родители сознательно ограничивают время просмотра детьми телепрограмм. Появился мощный информационный канал — интернет. Больше возможностей для селективного образования. Создаются эффективные обучающие машины. И пр.

Общий результат действия всех факторов предвидеть сложно. Возможно, произойдет полярное интеллектуальное расслоение общества, что даже более реально, чем общая деградация. Можно считать, что в этом случае человечество, как текущий носитель эволюционной парадигмы, сформулированной в первом биогеохимическом принципе В.И.Вернадского (см. выше), выполнит свою миссию. Социум при таком варианте развития, ждут колоссальные потрясения. Но именно такой сценарий повышает эффективность действия диалектических законов, что ускоряет эволюцию.

Экономический кризис

Есть ощущение, что человечество приближается к некой точке бифуркации, поэтому в отношении понимания будущего царит полная неопределенность. Чего, например, не было пятьдесят лет назад.

Вполне возможно, что обозначившийся мировой кризис представляет «протест» диалектических законов против ускорившейся глобализации, ведущей к созданию единого общемирового суперглоборга. Рано еще. И без единого суперглоборга однополярный мир в значительной мере нивелировал противоречия, которые являются движущей силой эволюционного развития.  А новое качество — точка 5 на рис.1, — которое  породит и новые противоречия, толкающие эволюционную спираль выше, пока не возникло.

Вот диалектические законы и протестуют, актуализируя старые противоречия.

Мы думаем, что нас накрыл серьезный экономический кризис, а на самом деле это всего лишь проявление депрессии законов диалектической логики.

Законы диалектики оставят мир глоборгов в покое, когда эволюционная спираль пройдет точку 5. Появится новая сущность, которая и будет генерировать новые противоречия для нашего понимания уже недоступные. А человечество останется играться в своей песочнице. Тогда и создаст свой единый общемировой суперглоборг.

О пении

Жалко пение.

Пение — эмоциональный канал в рациональной вербальной символьной системе, самый древний и доступный, который использовался в моменты, когда хотелось расслабиться или попереживать. Телевидение убивает его, заменяя древнюю потребность в хоровом праздничном пении совместным просмотром праздничных передач, когда за тебя и пляшут и поют. Зачем тогда напрягаться?

Постепенно исчезает и способность петь для себя. Попробуйте напеть что-нибудь из рэпа или Димы Билана. А теперь «Подмосковные вечера», «Течет река Волга», «Когда уйдем со школьного двора» или «Я люблю тебя жизнь». Почувствуйте разницу. Скоро люди, не зная слов мелодичных песен, которые можно напеть, совсем разучатся это делать, кроме «профессионалов» и убогой «фабрики звезд».

При таком развитии ситуации значение Гимна трудно преувеличить. Надо заставить детей выучить слова.

Оставить комментарий:

Подписаться
Уведомить о

48 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии