Эволюция власти 1: о любви

Аннотация к циклу «Эволюция власти»

Причина, заставившая написать данный цикл, в фрагментарности нашего знания о социальных процессах. Цельность картины достигается пониманием эволюционной смены фаз социогенеза, диалектики консервативных и динамических сил, обеспечивающих его.

Социогенез – эволюционный процесс возникновения и развития социальных структур.

В итоге, цикл позволяет подойти к эволюционному прогнозу в парадигме цивилизационных моделей, не вслепую с широко открытыми глазами.

Местами будет встречаться короткий системный разбор некоторых конкретных исторических событий, прежде всего, войн.

Начнем же с ответа на вопрос: что подтолкнуло биологические организмы к объединению в социальные группы, заставило предпочесть индивидуальную свободу ограничениям социума? Определенно можно сказать, что не скука.

Априорность познания мира

Любой живой организм является квазиустойчивой системой, стабилизирующей себя за счет эффективного управления непрерывными потоками рисков, как-то голод, жажда, жара, холод, хищники,… Единственный инструмент управления рисками – знания организма о мире и о себе. Они его главный и фундаментальный ресурс, конвертируемый по мере необходимости во все иные виды материальных ресурсов, требуемых для предотвращения разрушительного воздействия рисков.

Поэтому познание – априорное свойство жизни.

Познание мира было реализовано через механизм естественного отбора в рамках биологических видов – систем надорганизменного уровня. Сохранность знания обеспечили изолированные репродуктивные программы его генетической передачи следующим поколениям.

Генетическое знание встроено в организм, ему не надо учиться, поскольку процедуры его распаковки закодированы в генах как часть передаваемого знания.

Эволюционная целесообразность социальных организмов

В ходе эволюции животные обзавелись мозгом – крайне эффективным инструментом управления рисками за счет мгновенной обработки информации. Мозгу присущи возможности оперативно структурировать информацию в знание и запоминать его.

Однако оперативное знание в отличие от генетического всякий раз со смертью носителя мозга безвозвратно утрачивалось. Чтобы предотвратить потери самого ценного из ресурсов, эволюционная целесообразность подтолкнула животных к объединению в группы – социальные организмы. Социализация позволяет обобществлять оперативное знание в актах коммуникации, в том числе передавать его из поколения в поколение, что на порядки ускорило процесс накопления социальных знаний в сравнении с генетической моделью.

В качестве дополнительного бонуса, социальные организмы смогли реализовать коллективные процессы конвертации знаний в материальные ресурсы – более сложные и энергетически эффективные, чем у животных-одиночек.

Быстро растущий объем знаний, его эффективная конвертация в ресурсы снизили риски за счет улучшения обеспеченности ресурсами и уменьшения энергетических затрат на поддержание жизни социализированной особи.

Социальные силы против эгоизма

Социализации «умных», читай наделенных мозгом, животных предшествовал длительный период жестокого противостояния их одинокого Я всему остальному Миру, который сформировал из них бескомпромиссных эгоистов. Поэтому конфликт Я и Мы препятствовал объединению в группы. Для консолидации в социум дело стало за «малым» – преодолеть отталкивание ЭГО и тот эмоциональный негатив, который генерировался при совместном проживании некогда законченных эгоистов. Потребовались специальные социальные силы, способные преодолеть эгоизм.

Социальные силы, преодолевшие эгоизм, обеспечившие объединение и стабилизацию животных в социумы, будем называть консервативными факторами социогенеза.

Ключевой консервативный фактор социогенеза

Любовь – самый важный консервативный фактор социогенеза – позитивная эмоциональная компенсация коммунального негатива, преобразующая естественное отталкивание ЭГО в притяжение.

Очевидный пример – материнская любовь, позволяющая не только близко проживать, делиться ресурсами, но и жертвовать собой. После взросления детенышей природа отключает у самок животных гормональные настройки материнской любви, как выполнившие свою функцию. В отсутствие позитивного компенсационного механизма эгоизм матери мгновенно разрушает некогда монолитную микросоциальную ячейку.

Удовольствие от общения, физическая любовь, любовь к детям, чувство благодарности, дружба, уважение, забота, доброта и пр. – все это формы проявления любви, преодолевающей врожденный природный эгоизм.

Рациональный этап эволюции

Длительный период времени в эволюции господствовали эмпирические методы познания.

С определенного момента в эволюционной гонке появился участник, который приобрел ярко выраженную способность к абстрактному мышлению. Оно стало основой сверхбыстрого рационального метода познания мира, позволившего открывать отношения между сущностями, эмпирическому познанию в принципе недоступные. Злые языки утверждают, что всех остальных претендентов на эту экологическую нишу homo sapiens жестко отконкурировал, вплоть до поедания. Сверхбыстрое рациональное познание вывело человека за рамки эмпирического познания естественного отбора, положив начало новому этапу эволюции.

Абстрактное мышление – эволюционный подарок человеку.

Чтобы различать дочеловеческий и человеческий этапы социальной эволюции, будем называть социумы, образуемые человеком, общественными организмами. Т.е. далее по тексту социальные организмы – это социумы животных, общественные организмы – социумы людей.

Дополнительный консервативный фактор социогенеза

Способность к абстрактному мышлению поставила перед человеком ряд непростых вопросов, решавшихся у животных на уровне рефлексов и подсознания:

  1. самоидентификация
  2. смысл жизни
  3. осознанная трактовка образов мира в смыслы и действия.

Стереотипы ответов на эти вопросы формирует мировоззрение, которое является фундаментом для быстрого отклика на информационные сигналы. Разное мировоззрение зачастую приводит к разным, в том числе и противоположным реакциям в ответ на абсолютно идентичные сигналы.

Поэтому, чтобы избежать антагонистических откликов, ответы на поставленные перед человеком вопросы должны иметь в рамках группы общее фундаментальное основание – онтологию.

Онтология – форма коллективной идентичности, синхронизирующая в рамках социальной группы самоидентификацию, трактовку смыслов жизни и интерпретацию образов мира. Обеспечивает коммуникативную совместимость особей, наделенных абстрактным мышлением, неантагонистичность их реакций, как следствие, способность социума к консолидированным действиям.

Поэтому у общественных организмов к любви необходимым образом добавился еще один, чисто человеческий консервативный фактор социогенеза – онтология.

Разрушение целостности онтологии приводит к эскалации внутренних противоречий и конфликтов, разрушающих человеческий социум как единое целое.

Коллективное бессознательное и коллективное сознательное

Данный раздел необязателен с точки зрения связности восприятия темы. Он для тех, кому не лень прикоснуться к психоанализу.

Начнем с коллективного бессознательного.

«Карл Юнг подчеркивал, что некоторые атрибуты психики нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний «сверхличностного или коллективного бессознательного». Коллективное бессознательное – нечто вроде осадка опыта людей и их животных предков и одновременно – образ мира как некая его априорность.

Согласно представлениям Юнга, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом:

  • оно не развивается индивидуально, а получено по наследству;
  • является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом, имеет мифологические по своему характеру содержание;
  • состоит из архетипов, являющихся шаблонами инстинктивного поведения;
  • вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластны контролю со стороны воли;
  • включает в себя продукты архаической природы – содержания и образы поведения, которые одинаковы у всех индивидов;
  • состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом;
  • идентично у всех людей, образуя всеобщее основание душевной жизни каждого;
  • представляет собой единую для всех подоснову, сохраняющую нерасторжимую целостность и фундаментальную идентичность». Ссылка.

Коллективное бессознательное – фундамент видовой идентичности. Дифференцировка особей на уровне коллективного бессознательного будет означать не что иное, как возникновение разных человеческих видов, поскольку будет иметь своим следствием неизбежную социальную, а за ней и репродуктивную изоляцию.

В противоположность бессознательному, коллективное сознательное является продуктом рационального структурирования конкретным социумом предшествующего опыта в модели образов мира,  в смыслы, в стереотипы поведения. Поскольку граничные условия (среда обитания) различны, то отличаются и результаты структурирования.

Онтологию следует рассматривать как композицию коллективного бессознательного и коллективного сознательного.

Обычно к онтологии относят только вторую часть – коллективное сознательное, как очевидный признак социальной дифференцировки особей в рамках единого (пока еще) вида homo sapiens.

Чувство комплиментарности

Целостная онтология создает основания для подсознательной внутренней симпатии в рамках социальной группы на фундаменте единого мировоззрения.

В процессах социогенеза любовь и онтология действуют совместно в качестве фактора, объединяющего и стабилизирующего человеческие социумы. Суперпозиция любви и онтологии это то, что Л.Н.Гумилев назвал чувством комплиментарности.

По Л.Н.Гумилеву комплиментарность – неосознанная интуитивная подсознательная взаимная симпатия членов социальной группы друг к другу.

Чувство комплиментарности порождает у особи внутреннюю доминанту – потребность принадлежать к данному конкретному социуму.

 Комплиментарность

Рис. Еще один эволюционный подарок человеку

Основной закон социального строительства

Чтобы нечто устойчивое социальное создать, надо полюбить и вызвать ответную любовь.

Любовь не правит миром

У нее куда более важная функция – она формирует окружающий нас социальный ландшафт. Без любви попросту нечем бы было править.

Правят миром иные силы, о которых поговорим в следующей части.

                                                                                                          Март-декабрь 2012 г.

Оставить комментарий:

Подписаться
Уведомить о

12 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии