Эволюция власти 4: динамические факторы социогенеза

 

Недостающие факторы социогенеза

Любовь и онтология – два консервативных фактора, стабилизирующие результаты социогенеза.

Если бы в социогенезе действовали только консервативные факторы, то человечество было бы обречено на медленную гомеостатическую эволюцию. Однако есть динамические факторы, которые позволяют выйти за ее рамки. Обеспечивая возможности для скачкообразного развития, они ускоряют социальную эволюцию на порядки.

Естественных динамических факторов социогенеза, как и консервативных, тоже два: 1) революционная идея, 2) война.

Революционная идея (далее по тексту просто идея) – концентрированная форма новой онтологии, отрицающей старую. В рамках такой трактовки термины «идея» и «новая онтология» эквивалентны.

Горячая война – инструмент силового разрушения устойчивых социальных связей и насильственного принуждения социумов к симбиозу.

Идея и война – антиподы онтологии и любви. Вместе они образуют две диалектические пары: 1) война – любовь, 2) идея – онтология. Генерируемые ими противоречия выступают эволюционным двигателем процессов социогенеза.

Идея Война

Если любовь и консервативная онтология созидают внутрисистемные связи, то идея и война их разрушают, снижают устойчивость социума, его иммунитет.

Ослабляя и разрушая устойчивые внутрисистемные связи, война и идея предподготавливают социумы:

либо к симбиозу, способному создать новые более сложные социумы, интегрирующие в себе всю сложность исходных общественных организмов;

либо к прорастанию внутри социума эволюционно новой онтологии.

Идея и война – выполняют роль катализатора-ускорителя социальной эволюции

Идея как динамический фактор социогенеза

Только мессия способен развернуть идею в новую онтологию. Его проповедь притягивает пассионарное ядро из апостолов (сподвижников), энергия которых инфицирует новой онтологией массовое сознание, опять же через проповедь. Это естественная форма динамического социогенеза: Христос, пророк Мухаммед, …

Новая онтология порождает новую комплиментарность, которая способна существенно превысить силу старых связей и кардинальным образом перекроить социальный ландшафт, разрушая традиции и консервативные связи, даже родственные.

Проектный социогенез

Большие Деньги освоили проектную форму социогенеза, заменив энергию мессии и пассионарного ядра энергией денег, а проповедь – средствами массовой информации – инструментом коллективного ментального воздействия, послушного силе денег. Это позволило генерировать и внедрять в массовое сознание произвольные новые онтологии.

В проектном социогенезе мессии и пассионарии вредная внесистемная сущность, поскольку силе денег неподконтрольная. В итоге, они оказались не в состоянии противостоять технологичной энергии денег и были вытеснены в сектантство маргинальные социумы.

Война как динамический фактор социогенеза

Горячая война, уничтожая биологическую массу и материальные объекты, разрушает внутрисистемные связи, выполняя столь кровавым образом функции динамического фактора социогенеза.

За редчайшим исключением стороны военного конфликта можно разделить на субъект и объект военных действий. Субъект войны выступает инициатором динамических процессов социогенеза, тогда как противодействующий ему объект играет роль консервативной силы, пытающейся сохранить социосистемное статус-кво.

Проектный характер войн

В дофинансовой фазе социогенеза войны была личным делом аристократической элиты, которая переживала их вместе со своим народом. Войны финансовой фазы, также как и идея, приобрели, за редким исключением, проектный характер, ускоряя процессы социогенеза в интересах Очень Больших Денег. Высшая финансовая элита научилась «заказывать» войны в любой точке мира с произвольным набором исполнителей, в силу чего «переживает» войны отстраненно, относясь к ним как к некоему производственному процессу с неизбежно высоким уровнем травматизма.

Естественно, высшая финансовая элита оберегает от войн инфицированный ею общественный организм, как инструмент защиты и силового обеспечения проекции ее «мягкой» силы в Мир. Поэтому по возможности старается заказывать большие войны на стороне и проводить их чужими руками.

Дополнительный динамический фактор социогенеза, чисто проектный

Очень Большие Деньги породили новый чисто проектный динамический фактор социогенеза – соблазнение и скупку элит. Он разрушает важнейшие из внутрисистемных связей – между элитой и рабочим телом социума, лишая общественный организм воли к защите собственной идентичности без дорогих горячих войн. Однако результаты подобного социогенеза поверхностные: положение компрадорской элиты неустойчиво, поскольку она сама своими руками превращает социум в агрессивную деструктивную антисистему (о социальных антисистемах мы поговорим в следующей части). Поэтому данный динамический фактор эффективнее использовать в комбинации с другими проектными факторами социогенеза, закрепляющими достигнутый результат.

Картина проектного социогенеза

Актуальная картина проектного динамического социогенеза выглядит следующим образом:

Скупка

В проектном социогенезе возникают его субъект и объект. Субъект – тот, кто заказывает и оплачивает процессы социогенеза. Это его стабильная часть, не подверженная воздействию агрессивных динамических факторов. Объект же активно подвергается их воздействию в качестве рабочего тела процессов социогенеза.

Уточнение о карассах и гранфаллонах

Это короткое отступление для тех, кто читал и помнит первые части из теории общественных организмов. В них шла речь о карассах и гранфаллонах. Теперь появилась возможность уточнить эти понятия в терминах социогенеза:

  • карассы – общественные организмы, возникающие в результате естественного социогенеза, т.е. по воле Творца;
  • гранфаллоны – продукт проектного социогенеза, т.е. воли человека.

Так, постепенно, от карассов и гранфаллонов мы добрались до естественного и проектного социогенеза.

О продолжении

В следующей части мы обсудим понятие этнической антисистемы, введенное Л.Н. Гумилевым, и его прямую связь с динамическими факторами социогенеза.

                                                                                         Март-декабрь 2012 г.

Оставить комментарий:

Подписаться
Уведомить о

2 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии